Борьба горцев Кавказа за независимость под предводительством Шамиля

Борьба горцев Кавказа за независимость под предводительством Шамиля

17. мая 2021 0 Автор Наталия Р
Print Friendly, PDF & Email
Picture of Наталия Р.

Наталия Р.

На протяжении XIX века царское правительство окончательно упрочило своё господство в Закавказье и перешло к систематическому завоеванию («замирению») горных и предгорных районов Кавказа: Дагестана, Чечни, Черкесии, Осетии, Кабарды, Адыгеи.

Реклама

Царское правительство рассчитывало, что, установив хорошие отношения с феодально-родовой верхушкой и духовенством, удастся облегчить завоевание Кавказа и покорение горцев. Царизм поэтому щедро жаловал местных феодалов деньгами, чинами и подарками.

Но горское население оказывало ожесточённое сопротивление войскам. Фактически большая часть Северного Кавказа продолжала оставаться независимой от царской России. Войскам часто приходилось брать с боя каждый аул и даже каждую саклю. Восстания горцев не прекращались. Самодержавие жестоко расправлялось с восставшими: истреблялись целые аулы, уничтожалось мирное население, сжигались посевы. Горцев выселяли из плодородных долин в горы. На лучших землях, отнятых у горцев, устраивались казачьи станицы — опорные пункты для осуществления завоевательных планов царизма. Натиск царских войск заставил горцев сплотиться.

Объединение горских племён происходило под флагом реакционного религиозного учения — мюридизма (от арабского «мюрид» — послушник). Представители мусульманского духовенства на первый план выдвигали идею «газавата» — священной войны против не мусульман. Последователи этого учения принуждались к беспрекословному повиновению имаму, как своему высшему наставнику. Верующим внушалась мысль о том, что за борьбу против иноверцев они получат от бога награду в загробной жизни. Мюридизм базировался на аскетизме, означавшем «отрешение от земных благ». Однако, этими строгими религиозными требованиями, на деле, прикрывалось господство светских и духовных феодалов.

Выдающимся предводителем горских народов был Шамиль. Начиная с 1834 по 1859 год, почти четверть века, длилась то затихавшая, то снова разгоравшаяся война горцев под его предводительством против наступления царской армии.

Реклама
Алексей Кившенко «Сдача в плен имама Шамиля» Картина Алексея Кившенко «Сдача в плен имама Шамиля»

Мюриды избрали Шамиля имамом — духовным и светским правителем. Шамиль сумел объединить различные горские народы, сосредоточив в руках всю центральную власть. В имамате Шамиля всё было подчинено интересам войны. Шамиль создал организованное войско, установил суровую дисциплину, ввёл постоянное обложение населения и единую казну. Вся подвластная территория была разделена им на области — наибства. Во главе каждой такой области был поставлен наиб из числа близких к Шамилю помощников, происходивших из среды зажиточной верхушки узденей.

Некоторые наибы грабили и эксплуатировали население и стремились установить над ним своё господство. Шамиль жестко управлял подвластными ему людьми, опираясь на реакционное мусульманское духовенство и на местную знать, которая превращалась в типичных феодальных эксплуататоров.

Ведя войну против России, руководители мюридистского движения поддерживали связь с султанской Турцией, получая от неё оружие и боеприпасы. В то же время наибы Шамиля вступили в переговоры с представителями англо-французского военного командования, которое стремилось использовать мюридов как свою агентуру в целях ослабления влияния России на Кавказе.

Реклама

Летом 1839 года Шамиль обосновался в хорошо укреплённом пункте Ахульго, расположенном в нагорном Дагестане. В течение трёх месяцев царские войска осаждали эту крепость. Штурм Ахульго стоил царским войскам тяжёлых потерь. У Шамиля тоже были убиты лучшие его сподвижники. Прекрасно зная местность, Шамиль ускользнул из окружения и вскоре возобновил военные действия.

В 1845 году большой отряд русских добрался до селения Дарго, где находился Шамиль и его штаб. Но жители заранее переселились в горы, а селение сожгли. Русский отряд оказался во враждебном окружении, без продовольствия и фуража. И этот поход окончился неудачей.

Франц Рубо «Штурм аула Гимры» Картина «Штурм аула Гимры» Франца Рубо

Сила горцев заключалась в их тактике ведения боевых действий. Немногочисленные отряды совершали непрерывные и дерзкие вылазки с горных аулов на равнину. Они неожиданно обрушивались на русские позиции. Устраивали засады против передвигавшихся русских отрядов. Совершали молниеносные рейды в тыл русских оборонительных укреплений.

Однако длительная война была непосильна для горских народов. К тому же среди них началась внутренняя борьба, так как господствовавшая верхушка игнорировала интересы широких масс крестьянства, страдавших от безземелья и отсутствия права на землю. Помощники Шамиля стали захватывать для себя земельные угодья и пастбища, при этом облагать крестьян повинностями в свою пользу. Это вызвало недовольство горских народов против Шамиля.

Постепенно силы Шамиля слабели, и он отступил в горы в своё родовое поселение. Аул Гуниб стал для него и верных ему людей последним убежищем. В августе 1859 года маленький отряд горцев был окружён царскими войсками в Гунибе. После 15-дневной защиты Гуниб был взят, а Шамиль сдался в плен.

В начале 60-х годов произошло окончательное покорение многочисленных горских племена Северного Кавказа. Движение горцев потерпело поражение. По своему характеру оно было национально-освободительным, направленным против царизма, за сохранение своей независимости. Однако вхождение кавказских областей в состав России имело прогрессивные последствия для дальнейшей судьбы, проживавших здесь народов. Оно сопровождалось экономическим и культурным сближением горцев Северного Кавказа с русским народом, который выступил в авангарде борьбы против своих угнетателей.

После пленения Шамиля (последние годы жизни он провёл в ссылке в Калуге), царское правительство сосредоточило свои военные усилия на покорении остальных областей Северного Кавказа, южной части Кубани и причерноморской береговой полосы на протяжении от Анапы до Сухума.

Реклама