Операция «Светлана», или КГБ против дочери Сталина

Операция «Светлана», или КГБ против дочери Сталина

31. марта 2020 0 Автор Asif Masimov
Print Friendly, PDF & Email

Фото обложки:  «Сталин. К шестидесятилетию со дня рождения.» Москва, Правда, 1940

Реклама

Осенью 1969 года КГБ с одобрения Политбюро разворачивает кампанию против дочери Сталина. К тому времени Светлана Аллилуева находится в США. Она бежала из Советского Союза. Пребывая в Дели (Индия), она приехала в американское посольство на такси и стала биться в дверь, крича: «Я дочка Сталина, пустите!»

Едва откроются двери посольства, и она больше не будет чувствовать себя кремлевской заложницей. С этого момента с дочерью вождя народов обращаются, как с кинозвездой. А КГБ открывает на нее охоту. Зачем столько усилий ради одного человека, хоть и родного ребенка самого Иосифа Сталина?

Lavrenti Beria Stalins family.jpg
Public Domain, Link

Лаврентий Берия и Светлана

Кремлевская перебежчица

Первая ее книжка — «20 писем к другу» — издана уже в США. Накануне ее выхода разгорелись нешуточные шпионские страсти. Александр Аллилуев, приходящийся Светлане двоюродным братом, часто перечитывает эти мемуары. Здесь воспоминания об их детстве. Рукопись сестра тайком вывезла в Индию, на родину своего четвертого мужа, смерть которого перевернула ее жизнь.

19 декабря 1966-го — последний день Светланы в Москве. Обстановка в квартире нервная. Дети ее поездке не рады, они словно предчувствуют беду. Она в исступлении собирает чемоданы, не желая слышать разговоры про метель и возможную отмену рейса. Обычно скучающий в углу телефон сегодня не смолкает. Звонят бывшие одноклассники, дальние родственники, коллеги. Слух о ее отъезде уже разошелся по Москве. Но никто не может поверить, что дочь Сталина выпускают за границу.

Дочь экс-вождя советский народ впервые увидит на похоронах Сталина. До этого она редко появлялась на публике. На дипломатические рауты и встречи с лидерами других стран ее никогда не приглашали. Отец был против. Хотя она прекрасно говорила по-английски, что ему не нравилось, ведь он ничего не понимал.

Исключение будет сделано лишь однажды. Для Черчилля. Светлана проговорит с ним целых пять минут. Она так и начинает свою книгу: «Вся моя жизнь проходила за кулисами».

Реклама

Писательница Мария Арбатова давно мечтает написать сценарий полнометражного фильма о судьбе дочери Сталина. Родители писательницы и Светлана Аллилуева из одной комсомольской организации. Там то и дело ее обсуждали. Арбатова рассказывает, что Светлана с юных лет была психически нездоровым человеком. Говорили, что она даже дралась из-за женатого мужчины. И только знакомство с индийцем Браджеш Сингхом останавливает череду ее романов.

Единственный московский ЗАГС, который регистрирует браки с иностранцами, отказывается принять их заявление. Почему? Казалось бы, никаких препятствий нет. Избранник – коммунист из дружественной страны. Однако это не играет роли. Советские власти как раз и боятся, что муж может увезти ее за границу. Однако к мысли о бегстве она приходит сама. И этого никто не смог предусмотреть.

Решение бежать не было спонтанным. Ей так не хотелось уезжать из Индии, что она невольно начинает думать, как остаться. Впервые она чувствует себя свободной. Впервые никто за ее спиной не шепчется, никто не указывает, как жить. Она быстро научилась носить сари, полюбила местную кухню и даже стала изучать хинди.

Светлана обращается за помощью к Индире Ганди, говорит, что хочет остаться здесь, но премьер-министр отказывает ей. Вариант с Индией приходится отбросить. Здесь грядут выборы плюс напряженные отношения с соседним Китаем. Никто не хочет ссориться с Советским Союзом.

Свои мысли она записывает в дневник, который надеется при случае передать детям, чтобы они могли ее понять. Ключ от чемодана, где хранится тетрадь, всегда при ней. Позже за эти записи ей заплатят миллионные гонорары. Как же Аллилуевой удается провести охрану и ускользнуть от спецслужб?

Олег Хлобустов, историк спецслужб, отмечает важную деталь тех событий. На дворе 1967 год. Четырнадцать лет назад 5 марта умер Сталин. Все хотят и от нее поскорее избавиться. Москва дала разрешение выехать только на неделю. Она показала характер, оставшись до конца окончания срока визы.

В посольстве так обрадовались, что Аллилуева наконец-то возвращается домой, что даже по ее просьбе выдают ей на руки загранпаспорт. Обычно это делают перед посадкой в самолет. На территории советского посольства имелась потайная калитка, которую она предварительно открыла. Но эта калитка не пригодится, она выходит через центральный вход, и никто не забил тревогу. Светлана молится про себя всем индийским богам, чтобы такси пришло быстро. После она признается, что эти минуты оказались самыми томительными в ее жизни.

Александр Аллилуев рассказывает: «Она доезжает до посольства США, где на рабочем месте присутствует лишь мелкий чиновник. Сначала он не мог поверить, что перед ним дочь Иосифа Сталина, но, убедившись в этом, связывается с ЦРУ. Американская спецслужба быстро организует для нее отправку на Запад».

Игорь Хохлов – эксперт по международным вопросам. Он утверждает, что скандал, разразившийся, едва стало известно о пропаже Аллилуевой, до сих пор сказывается на имидже России. Тогда почему советские спецслужбы не вернули беглянку?

Хохлов рассказывает: «Если бы наши специальные службы успели быстро провести эту операцию в Индии, то она бы закончилась успехом, поскольку на нашей стороне были бы индийские спецслужбы. Но Аллилуева к этому моменту успела выехать за пределы Индии, и операцию пришлось проводить в гораздо более сложных условиях».

Аллилуеву хватятся только утром. К этому времени сотрудники американского посольства уже вывозят ее из Дели в Рим. Это ближайший рейс из Индии. США примут ее не сразу. Почему американцы медлили, ведь в их стране мог оказаться такой ценный приз? Оказывается, они не поверили в свою удачу. Красный паспорт не убеждает их в том, что перед ними дочь Сталина. Они подозревают КГБ в провокации. Все сказанное Аллилуевой ЦРУ тщательно проверяет. А пока ее держат в закрытом женском монастыре в Швейцарии и охраняют не хуже президента США.

Для Америки она – победный трофей в холодной войне с СССР. Для нашей страны – бомба замедленного действия, живой свидетель кремлевских игр и хранитель государственных тайн. Как теперь ее обезвредить? Так начинается секретная операция «Светлана».

Леонид Брежнев воспользовался этим бегством, и председателя КГБ сняли с должности, назначив на его место Юрия Андропова. Этот переворот в КГБ произойдет спустя два месяца после побега Аллилуевой, в мае 67-го. Возможно ли, что это устроил сам Андропов? Ветеран спецслужб Валерий Малеваный отмечает, что это был удобный момент, чтобы сделать головокружительный карьерный взлет.

Аллилуева заработала на «Письмах к другу» минимум $2,3 миллиона. Однако книга успеха не имеет – стараниями нового руководителя КГБ. Вопреки популярной версии о том, что именно Андропов сверг своего могущественного предшественника — Владимира Семичастного, назначение для самого Юрия Владимировича было неожиданным.

Он был секретарем ЦК, до этого являлся послом в Венгрии, считался одним из самых лояльных людей к генсеку. Брежнев ставит его во главе Комитета госбезопасности в собственных интересах. Семичастный был для него слишком опасен. Когда-то он, как начальник КГБ, помог сместить Хрущева и слишком много знал. Но как избавиться от Семичастного? Побег Аллилуевой стал сильным козырем против Владимира Ефимовича. Андропов не повторит такой ошибки.

Что касается самой Аллилуевой, то такое статусное лицо просто обязано было вызвать интерес у западной публики. Те недели, которые она пребывала в Швейцарии, с ней, без сомнения, усиленно работали, готовя ее представить этой самой публике. Усиленно проходит репетиция первого интервью. Пресс-конференцию с дочерью Сталина дают в прямом эфире. Редкость в то время.

Она сразу делает громкие заявления. Рада быть в свободной стране. К отцу относится, как к монстру. Позже, в книге воспоминаний, Аллилуева уже не будет столь категорична. Вот только что в ее мемуарах правда, а что – дело рук агентов КГБ?

«Издание книги планировалось приурочить к дате 50-летия революции, она должна была стать сенсацией, — рассказывает Хлобустов. – Про саму рукопись многие знали, Светлана давала ее читать некоторым друзьям, поэтому рукопись нашли».

Спецоперация «Светлана» набирает обороты. В книгу экстренно добавлены новые страницы с патриотическим текстом. В это время в Москве известный журналист (он же чекист) Виктор Луи берет интервью у 22-летнего сына Аллилуевой Иосифа. Он добивается от него осуждения матери, припугнув, что если не скажет нужных слов, младшую сестру Екатерину по окончанию школы не возьмут ни в один институт.

Владимир Воронов – один из первых журналистов, кто раскрыл подоплеку событий тех дней. Схема спецоперации была многослойной. Он рассказывает: «Во-первых, ее хотели дискредитировать с точки зрения ее морально-нравственных качеств личности. Во-вторых, ее научные руководители и коллеги должны были выступить, подвергая сомнению ее профессиональные качества, ведь она была историком».

Александра Аллилуева тоже привлекают к этой компании. Он уважаемый врач, коммунист. Но разговор Политбюро с племянником Сталина выходит коротким. «Я наотрез отказался и попросил не впутывать в это дело никого из моей семьи. Приходили к маме, но она ответила: «Я шесть лет сидела в одиночке, поэтому меня трудно запугать. Светлана – моя близкая родственница, против нее я ничего писать и говорить не буду». А была такая Татьяна Тэсс, писательница и лучшая подруга Светланы. Вот она и возглавила общественность, порицающую беглянку».

И это при том, что подруга знала, как однажды Аллилуева заступилась за репрессированных родителей своей одноклассницы. Думала, что любимую дочку папа послушает. Он послушал, а в следующий раз, когда она пришла просить еще за кого-то, Иосиф Виссарионович сказал: «Они много знали и много болтали. А будешь адвокатствовать, я тебя тоже посажу».

Svetlana Alliluyeva 1967.jpg
By UPI - Ebay, Public Domain, Link

Светлана Аллилуева

Лана Питерс

Ванга – влиятельный политтехнолог и секретный агент спецслужб

Август 1989 года, болгарская провидица Ванга ведет прием посетителей. Все это снимают телевизионщики. Неожиданно ясновидящей становится плохо. На глазах у съемочной группы баба Ванга вступает в диалог с кем-то невидимым. «Кто мне мозги накручивает?! – повторяет она. – Мерзавцы! Аж сердце болит!»
Реклама